Универсальность современных технологий перемещения грузов позволяет значительно оптимизировать параметры материальных потоков на таком ответственном участке логистической цепочки, как товарный склад – транспортное средство. Одним из основных компонентов современного склада являются перегрузочные системы, предназначенные для погрузки-разгрузки автотранспортных средств, доставляющих груз непосредственно из складского помещения с использованием соответствующего оборудования.
Идея, лежащая в основе перегрузочных систем, проста и очевидна: отдельные компоненты перегрузочной и вспомогательной техники объединяются в единый, компактный и экономичный комплекс. Основная проблема, которую решает такая система, это преодоление разности в высоте уровней двух перегрузочных площадок – пола склада и кузова припаркованного автомобиля. Помимо этого использование перегрузочных систем позволяет реализовать и целый ряд других, не менее важных требований и функций:
– повысить безопасность транспортировки и ликвидировать возможность несанкционированного доступа к грузу при его обработке;
– резко уменьшить затраты, связанные с повреждением груза при перегрузке, в том числе от воздействия неблагоприятных климатических условий, перепадов температуры;
– увеличить скорость обработки груза;
– снизить тепловые потери внутри складских помещений;
– улучшить безопасность, комфортность и эффективность работы персонала;
– увеличить эффективность использования погрузочно-транспортного оборудования.
В стандартный вариант оснащения перегрузочной системы входят: доклевеллер (от англ. Level - уровень), докшелтер (от англ. Shelter - приют), секционные или рулонные ворота и система безопасности.
В тех случаях, когда конструкция здания не позволяет обустроить внутреннюю рампу или нет возможности подвести фундамент под нее, перегрузочная система выполняется в виде отдельной пристройки – погрузочного бокса (шлюза-тамбура). Решающим фактором при выборе тех или иных компонентов и конструкции системы в целом являются характеристики грузов: их размеры, форма, материал и количество; требования к температурным параметрам внутри и снаружи помещения; имеющееся в наличии подсобное оборудование для перемещения грузов; разница в размерах транспортных средств, которые требуется загружать или разгружать, их количество; общие объемы грузопереработки.
Уравнительные платформы (доклевеллеры)
Для сокращения времени погрузки-разгрузки до минимума, что обычно требуется при больших объемах перевалки продукции с помощью автопогрузчиков, идеальным решением может стать уравнительная платформа с приводом, или доклевеллер (от англ. dock leveller). Конструкция ее достаточно проста. Сзади верхняя (подвижная) часть аппарели соединена с нижней, неподвижной частью с помощью шарнирных петель. Палец шарнирной петли выполнен из тянутого стального прутка, который воспринимает все прикладываемые к нему нагрузки. Аналогичные шарнирные петли соединяют платформу с небольшим переходным мостиком (козырьком), который в рабочем состоянии ложится на пол кузова автотранспортного средства. Прочная нижняя рама и передняя балка аппарели рассчитаны на то, чтобы воспринимать все нагрузки, возникающие от аварийной остановки, проезда погрузчика или нагрузки от расставленного на ней груза (в соответствии с несущей способностью аппарели).
Для установки этих устройств обычно рекомендуется создать специально подготовленное место, приямок – углубление в бетонном полу склада, в которое и устанавливают уравнительную платформу. Конструкция несущей рамы позволяет выполнять приямок для аппарели любой конфигурации: подвесного типа, вложенного типа, консольного типа и т. д. Передняя балка предохраняет гидронасос и блок управления гидравлики от возможных повреждений снизу. При невозможности расположить платформу непосредственно внутри помещения рекомендуется использовать выносной тамбур, который позволяет поместить платформу с внешней стороны склада на специальную конструкцию арочного типа.
Площадки доклевеллеров изготавливают из рифленой стали толщиной 6...8 мм, козырек – из рифленой стали толщиной 12...14 мм. Для преодоления максимальной разницы высот между полом склада и уровнем кузова автомобиля выпускают уравнительные платформы разной длины – от 2500 до 5000 мм (при ширине 1800...2200 мм). Угол погрузки, максимально допустимый по требованиям правил охраны труда, соответствует отношению рабочей длины платформы к ее высоте и не должен превышать 1:8 (12,5°), поэтому легко подсчитать, что для платформы длиной около 2500 мм рабочий диапазон высот подъема при использовании этого подъемного оборудования находится в пределах 300...350 мм относительно «нулевого» уровня или уровня пола склада; при длине 5000 мм эта величина составляет 600 мм.
Несущая конструкция платформы в зависимости от длины выполняется из двутавра или гнутого швеллера и хорошо воспринимает крутящие нагрузки. В результате, если грузовик неравномерно нагружен, платформа, накренившись в ту или другую сторону, легко «адаптируется» к уровню кузова, при этом козырек постоянно находится в полном контакте с кузовом даже при разнице высот по горизонтали 100 мм. Особое внимание в конструкции доклевеллеров уделено вопросам безопасности. При работе на любой высоте ноги и посторонние предметы под платформу попасть не могут благодаря специальным боковым пластинам, на которые нанесены ярко окрашенные полосы.
Обычно грузоподъемность уравнительных платформ 6...10 т. Существует два основных типа этих устройств – с поворотной и с выдвижной аппарелью (козырьком). Длина козырька обычно составляет от 350 до 1000 мм. Если глубина бампера 100 мм, то козырек длиной 400 мм опирается на кузов грузовика примерно на 250 мм. Платформы с поворотной аппарелью занимают около 90% рынка, поскольку это наиболее удобное и экономичное решение. Остальные 10% – это другие типы платформ, откидные и переносные мосты, ножницевидные лифты и т. д.
Платформы с выдвижным козырьком оснащены электрогидравлическим приводом и управляются при помощи всего трех кнопок: подъема платформы, выдвижения козырька и возврата в исходное положение. После того как грузовик встанет под погрузку-разгрузку, ворота открываются. Теперь можно использовать погрузочный мост, подняв его на необходимую высоту. После этого происходит бесступенчатое выдвижение передней части (максимум до 1000 мм) и опускание ее на бортовую платформу грузового автомобиля с точностью до сантиметра (!). Это особенно важно, когда приходится иметь дело с грузовыми автомобилями, загруженными, что называется, «под завязку», до самого конца кузова, когда площадь опоры выдвижной части моста минимальная. В процессе перевалки груза козырек и платформа автоматически следуют за изменением высоты грузовика. По окончании погрузки-разгрузки платформу возвращают в исходное положение нажатием кнопки. Кнопка аварийной остановки позволяет блокировать доклевеллер в любом положении.
Платформы с поворотным козырьком управляются с помощью пружин или электрогидравлической системы. Устройство первого типа может подниматься, например, с помощью цепи, помещенной на платформе. Козырек при этом в зависимости от модели может подниматься или не подниматься. Для того чтобы опустить платформу, на нее необходимо встать. При отъезде грузовика козырек автоматически откидывается назад, чтобы не повредить следующий подъезжающий к доку грузовик. Козырек можно убрать с кузова и вернуть платформу в исходное положение до того момента, как отъедет грузовик, что позволяет закрыть ворота в тех случаях, когда машина остается стоять у дока. В качестве опции иногда предлагается система для работы ниже уровня пандуса. Платформа перемещается в нижнюю позицию с помощью дополнительной цепи, в то время как козырек остается висеть в вертикальном положении.
Электрогидравлические мосты оборудованы встроенным масляным насосом и цилиндрами для подъема платформы и управления работой аппарели. Работа происходит следующим образом: когда автомобиль паркуется к отгрузочному доку, оператор открывает ворота, а затем поднимает платформу, нажав соответствующую кнопку на пульте управления. Платформа поднимается вверх до максимального положения, затем происходит автоматическое открытие аппарели, после чего она плавно опускается в кузов грузовика и в течение всей работы остается лежать, опираясь на пол кузова автомобиля, представляя собой подвижный «мостик» между неподвижным полом склада и меняющим высоту в зависимости от степени загрузки полом кузова. По окончании погрузки автомобиль отъезжает от дока, платформа под собственным весом опускается вниз, а блок управления автоматически возвращает платформу в исходное положение. Регулирование газовой пружиной движения козырька у некоторых моделей придает ему большую равномерность и плавность, исключает резкие толчки и амортизирует откидывание козырька. Для операций с этими типами мостов может применяться комбинированный пульт, который позволяет одновременно управлять другими компонентами поста, например секционными воротами, надувным докшелтером, светофором. Часто пульт оборудуется и кнопкой автоматического возврата моста в исходное положение при отъезде грузовика.
Рекомендации по правильному выбору аппарели
В заключение приведем несколько советов, облегчающих подбор доклевеллера необходимой конструкции, которые дает ООО «Машдеталь-плюс».
Ширину аппарели подбирают с учетом:
– внутренней ширины кузова автотранспорта;
– величины пространства, необходимого для маневрирования погрузочной техники;
– типа перевозимых грузов.
Длину платформы доклевеллера можно подсчитать, исходя из максимально допустимого уклона платформы, который составляет:
– для ручной тележки max 5%;
– для электротележки max 7%;
– для электропогрузчика max 10%;
– для газового/ дизельного погрузчика max 12,5%.
Следует помнить, что от правильного выбора допустимого уклона зависит эффективность и безопасность работ на рампе.
Рабочий диапазон параметров доклевеллеров подбирают с учетом:
– высоты рампы;
– высоты автотранспорта;
– угла наклона мостика, который зависит от типа и параметров используемого погрузочного оборудования (в частности, у ручной тележки клиренс меньше, чем у электропогрузчика).
Грузоподъемность доклевеллеров подбирается с учетом:
– максимальной нагрузки, складывающейся из массы погрузчика, массы оператора, максимальной массы груза;
– допустимого уклона платформы;
– скорости движения погрузчика;
– площади контакта колеса погрузчика и платформы;
– нтенсивности использования аппарели;
– распределения массы по осям погрузчика.
Герметизаторы проемов
Наряду с доклевеллерами важным компонентом перегрузочных систем являются герметизаторы проемов. Институтом термодинамики и теплотехники (Ганновер, ФРГ) подсчитано, что установка герметичных устройств в проемах ворот, где разгружается автотранспорт, позволяет сохранить до 85% тепла, которое теряется через погрузочный бокс. Эти конструкции состоят из системы уплотнительных элементов для герметизации зазоров между кузовом автомобиля и складскими воротами и получили название стыковочных навесов – докшелтеров (dockshelters). Особенно необходимы они на складах с жестким режимом хранения, например, на низкотемпературных складах. Герметизаторы проемов совместно с погрузочными пандусами обеспечивают минимальное влияние окружающей среды на температуру внутри склада даже при большом числе прибывающих машин.
Принцип действия герметизаторов проемов достаточно простой. Водитель подает грузовик задним ходом в докшелтер, ориентируясь на отчетливо видимую маркировку на его занавесях. Когда кузов грузовика входит в проем докшелтера на 350…500 мм, уплотнительные элементы – занавеси или подушки – плотно облегают кузов, не препятствуя процессу погрузки-выгрузки. Стандартной является ширина 3400...3500 мм – оптимальная для того, чтобы боковые элементы герметизатора плотно охватывали кузов машины и при этом не повреждались. Докшелтер шириной 3300 мм и менее довольно быстро вышел бы из строя там, где обслуживают современные грузовые автопоезда.
Существует большое разнообразие конструкций докшелтеров. В зависимости от задач, возлагаемых на это оборудование, применяют разные способы герметизации – от жесткой резины или полиэстера, прикрепленных по периметру складских ворот, до резиновых баллонов, которые накачивают при помощи электрических помп, чтобы обеспечить максимальную герметизацию стыков после парковки автомобиля. Для дополнительного улучшения изоляции бокса при стыковке с автомобилем используют угловые уплотнители, которые устанавливают в нижней части укрытия. Чтобы обеспечить требуемый температурный режим в помещении, выбор конструкции докшелтера и способа герметизации необходимо осуществлять уже на стадии проектирования складского комплекса.
Занавесочный герметизатор с жесткой и складной (откидной) стальной или алюминиевой рамой
Эти докшелтеры рассчитаны на универсальное применение. Используя такие модели, можно с минимальными затратами обслуживать грузовые транспортные средства разных размеров. Рама их собрана из оцинкованных стальных или анодированных алюминиевых профилей особой формы; специально разработанные уголковые соединения придают всей конструкции жесткость. Верхняя часть конструкции сделана с наклоном вперед для слива воды и имеет дренажные канавки, предотвращающие попадание воды между рамой и кузовом грузовика. Широко распространены также докшелтеры со складной рамой, задняя и передняя части которой соединены между собой подвижными профилями (на шарнирах) с пружинящими пластиковыми окончаниями. Профили не дают раме слишком легко складываться, когда грузовик оказывает давление на докшелтер, въезжая в него, а если кузов грузовика не попадает в центр проема, рама, как пружина, амортизирует удар и не подвергается повреждениям. Для более плотного прилегания к кузову грузовика в занавеси встроены гибкие пружинящие прослойки из фибергласа (стекловолокна). На некоторых моделях в углах верхней занавеси ставят многослойные пластины, увеличивающие износостойкость докшелтера. Чтобы занавеси не развевало ветром, они надежно удерживаются с обеих сторон прочными эластичными стяжками; такие же стяжки соединяют и боковые занавеси. На каждую занавесь наносится ясно видимый яркий шеврон, облегчающий водителю заезд в проем докшелтера.
При выборе пандуса высотой 1200 мм стандартный докшелтер позволяет обслуживать грузовики с кузовом шириной 2200...2800 мм (с учетом открытых дверей) и высотой 3400...4200 мм. Наиболее ответственным элементом конструкции является материал занавесей – в процессе эксплуатации на него действуют большие истирающие нагрузки. Производители в различных моделях используют занавеси на тканевой основе с пропиткой из ПВХ (наиболее дешевый вариант), винила, в том числе с армированием, эластичного полиэстера толщиной, как правило, до 3 мм с высокой сопротивляемостью на разрыв и износостойкостью.
Для складов, обслуживающих в основном автомобили с кузовом одинаковой высоты и ширины, созданы подушечные докшелтеры. Они обеспечивают настолько непроницаемое для воздуха примыкание кузова грузовика к складу, что даже щели между кузовом и дверями грузовика оказываются плотно закрытыми (таких возможностей нет ни у какого-либо иного типа докшелтера). Более того, этот тип герметизаторов не допускает нежелательных перемещений лиц через погрузочный пандус ни внутрь склада, ни наружу. Благодаря применению материалов высокого качества у них привлекательный внешний вид. Обивка подушек выполнена примерно из тех же износостойких, гибких и прочных материалов, что и занавеси. Наполнитель подушек отлично восстанавливает форму и сохраняет свойства при температуре до –40 °С, противостоит воздействию большинства растворителей, иных химических веществ, плесени и грибка, а многочисленные вентиляционные отверстия обеспечивают быстрое сжатие-распрямление подушек.
Подушки докшелтера по желанию заказчика поставляют в «зауженном» или «скошенном» исполнении. «Зауженный» тип обеспечивает экономию материала (требуется меньшая площадь задних панелей и объем подушек), равномерное распределение нагрузки на докшелтер и на фасад склада, предоставляет больше места для манипуляций с грузом со стороны склада. Применение этих подушек по бокам и сверху докшелтера обеспечивает возможность обслуживать автомобили с несколько отличающимися размерами и сохранить при этом оптимально свободный доступ в кузов грузовика. Если парковочная площадка перед складом сделана с уклоном в сторону пандуса или от него, то для создания оптимального уплотнения и распределения нагрузок на докшелтер требуется сделать форму подушек несколько скошенной, что, кстати, предотвращает и неравномерное трение грузовика о герметизатор и, как следствие, быстрый износ подушек.
В том случае, когда для разгрузки-погрузки не применяется доклевеллер, внизу между боковыми подушками на уровне пандуса может быть установлена нижняя подушка для лучшего уплотнения. Обычно цвет подушек докшелтеров черный: на нем меньше видна грязь, остающаяся от автомашин. Для тех складов, на которых обслуживаются в основном автомашины с кузовом одинаковой высоты и ширины, а требования к климатическим условиям жесткие, разработан подушечный докшелтер с усиленными накладками, которые обеспечивают почти непроницаемое для воздуха примыкание кузова грузовика к складу. В этом случае остаются плотно закрытыми даже щели между кузовом и дверями грузовика.
В крупных дистрибуционных центрах есть необходимость направлять каждый из прибывающих грузовиков точно к своему месту погрузки-разгрузки. Для этого можно наносить номера портов на верхние подушки докшелтеров или на специальные указатели на фасаде над докшелтером. Последнее предпочтительнее, поскольку таблички остаются видны всегда, даже если перед докшелтером стоит грузовик.
Надувные докшелтеры
Надувные докшелтеры обеспечивают наилучшее уплотнение и максимальный диапазон возможных размеров (максимальная разница по высоте 1250 мм, по ширине – 800 мм). Боковые и верхняя подушки таких моделей надуваются с помощью электронасоса за несколько десятков секунд, герметично закрывая погрузочный тамбур. По окончании работ подушки так же быстро сдуваются. Эти особенности конструкции делают докшелтер надувного типа отлично подходящим для складов-холодильников и помещений с определенным температурным режимом. Осадки, насекомые, летняя жара, зимний холод, пыль не имеют никаких шансов проникнуть на склад. Кроме того, надувной докшелтер, как и подушечный, не допускает несанкционированного перемещения людей через погрузочный пандус ни внутрь склада, ни наружу.
Материал подушек должен иметь высокую сопротивляемость повреждениям от царапин, быть влагонепроницаемым, стойким к выцветанию и воздействию плесени и грибков, поэтому выбору материала обивки уделяется особое внимание. Так, компания Roltex использует в своих моделях высокопрочный полиамид. Поскольку кузов грузовика то поднимается, то опускается во время погрузки-разгрузки, внешнюю сторону подушек докшелтера закрывают специальными листами, нейтрализующими царапающие движения кузова. Раму навеса чаще всего обшивают сэндвич-панелями толщиной 40 мм.
Докшелтеры производят в двух модификациях: «от пандуса» и «от проезжей части». Модели «от пандуса» применяют там, где уровень пола склада и уровень кузова грузовика находятся на сопоставимой высоте. Модели «от проезжей части» используются там, где пандус как таковой отсутствует. Поскольку надувные подушки в сдутом состоянии спрятаны за внешними занавесями, водителю отлично видно место для парковки грузовика перед пандусом. После того как грузовик встал на свое место перед пандусом в шелтер, подушки быстро надуваются, создавая плотную изоляцию по бокам и сверху трейлера. Надувные подушки никогда не попадают в зону проема и перемещения грузов, что часто происходит с занавесочными и подушечными шелтерами. Это сохраняет свободным максимальный доступ в зону погрузки и место на пандусе. У некоторых моделей подушки оснащены дополнительными нижними угловыми секциями, что позволяет герметизировать незакрытые места под боковыми подушками сзади кузова грузовика.
Возможна и комбинация двух последних типов герметизаторов. Подушечный докшелтер с верхней надувной подушкой сочетает в себе оптимальное уплотнение надувного докшелтера с невысокой ценой подушечного. Надувная подушка отлично уплотняет верхнюю часть и позволяет обслуживать грузовики разной высоты (максимальная разница до 750 мм). Благодаря относительно небольшим размерам и упругой форме докшелтер этого типа является оправданным выбором и с точки зрения эстетики. Применяя верхнюю надувную подушку и зауженные подушки по бокам, можно при максимальном уплотнении обслуживать автомобили с сильно отличающимися по высоте кузовами и сохранить оптимально свободный доступ в кузов грузовика.
Выносной шлюз с интегрированными доклевеллером и докшелтером
Выносной шлюз, как уже отмечалось, представляет собой пристройку к складу, в которой устанавливают доклевеллер, докшелтер и, при необходимости внутренней теплоизоляции помещения, секционные ворота. Погрузочный шлюз состоит из рамы, выполненной из термически оцинкованной стали, на которой над уровнем пандуса смонтированы стенки из стального листа или из 40-миллиметровых сэндвич-панелей (опция). Погрузочные шлюзы можно применять в следующих случаях:
– при реконструкции существующего здания: когда доклевеллеры в полу здания отсутствуют, а здание надо приспособить для беспрепятственной погрузки-разгрузки при обеспечении определенного температурного режима;
– при новом строительстве, когда необходимо сэкономить площадь склада и разместить доклевеллеры за его пределами, чтобы не отводить под каждый из них от 2 до 3 м полезной площади склада;
– на складах-холодильниках. Установка погрузочного шлюза за пределами охлаждаемой зоны и возможное ее отделение секционными воротами предотвращает потери холода (тепла) через стальные конструкции доклевеллера.
Размеры шлюза зависят от размеров грузовиков, выбранной высоты пандуса, необходимой длины доклевеллера, модели и размеров докшелтера. Наиболее часто используются шлюзы шириной 3600 мм, высотой 4500 мм и глубиной 2500 мм/ 3000 мм.
Ряд компаний изготавливает погрузочные шлюзы специальных размеров, например:
– в угловом исполнении, когда места для маневра транспорта на площадке перед пандусом недостаточно. Угол, под которым относительно фасада устанавливается шлюз, определяют в соответствии с конкретными местными условиями;
– попарно, когда между проемами дверей недостаточно места и шлюзы пристраивают один к другому;
– размещение секционных ворот в перед-ней части шлюза. В этом случае на нижнюю часть доклевеллера должна быть нанесена специальная изоляция для ликвидации «мостика холода».
Ворота
Все дальше в прошлое уходят времена, когда при слове «ворота» в воображении возникал довольно неприглядный образ – грубые и тяжелые, постоянно скрипящие деревянные или стальные полотна, густо покрытые ржавчиной или облезшей масляной краской. Современные материалы и технологии позволили сделать эти важные элементы конструкции здания, от работы которых зависит эффективность деятельности любого предприятия, очень надежными, быстродействующими, повышающими безопасность работы и привлекательным по дизайну, разнообразными по цвету и структуре отделки поверхности. Теперь они оснащены современными автоматическими устройствами, некоторыми типами ворот небольших размеров можно управлять и вручную, по старинке, но сегодня даже у владельцев коттеджей, не говоря уже о современных складских комплексах, прослеживается растущая заинтересованность в установке автоматического электрического привода, системы безопасности и дистанционного управления. Правда, электропривод делает готовое изделие почти вдвое дороже, зато существенно экономит силы и время тех, кто его обслуживает. В зависимости от области применения и требований, предъявляемых к защите того или иного объекта, эти изделия можно разделить следующим образом:
ворота секционные;
ворота высокоскоростные (рулонные и др.);
ворота распашные, щитовые.
Последние в силу особенностей своей конструкции не применяют в перегрузочных системах, но широко используют в России, поэтому мы скажем несколько слов и о них.
Секционные ворота
К одним из самых значимых элементов современных перегрузочных систем относятся ворота, отделяющие внутреннее помещение cклада или цеха от улицы. На сегодняшний день во всем мире наиболее эффективным средством теплоизоляции считают именно этот тип ворот, так как их можно установить в проемах помещений практически любых размеров и конструкций. Секционные ворота изобретены в Америке в середине прошлого века. В настоящее время конструкции всех ворот такого типа у разных производителей примерно одинаковые. Полотно изделий состоит из скрепленных петлями секций – так называемых «сэндвич-панелей» (обычно толщиной 40...46 мм и шириной примерно 500 мм), число которых определяется шириной и высотой проема.
В принципе, устройства системы открывания могут разными, но наибольшее распространение получил следующий вариант, обеспечивающий наибольшую безопасность и не занимающий лишнего места: при открытии ворот секции, двигаясь по направляющим, уходят наверх и располагаются под потолком, чаще всего в горизонтальном положении или в виде рулона. Сами панели имеют одинаковые размеры и представляют собой два алюминиевых или стальных листа (или просто оцинкованных, или с целой системой внутренних и внешних антикоррозионных износостойких покрытий – цинк, цинк-алюминий, хром, пластик, краска), между которыми помещен теплоизоляционный материал, предотвращающий понижение (например, зимой) или повышение температуры (для складов-холодильников) в помещении. Комбинация покрытий увеличивает коррозионную стойкость и стойкость панелей к износу и повреждениям, тем самым повышая общие сроки эксплуатации полотна. В качестве теплоизоляции чаще всего применяют полиуретан, но некоторые производители используют и другие материалы. Так, финская фирма Roltex применяет для этих целей полистирол, у которого лучшая влагостойкость и который более равномерно заполняет внутренние полости панелей, обеспечивая лучшие теплоизоляционные характеристики. В этих же целях толщину панелей ворот можно увеличить до 80 мм. Для наблюдения за обстановкой вне помещения в воротах часто делают вставки из обычного или акрилового стекла.
Панели различаются и по форме элементов. На схеме показаны «сэндвич-панели» c защитой от защемления пальцев, которую применяет, в частности, российская компания DoorHan. По мнению специалистов компании, основным преимуществом этой конструкции является отсутствие контакта внешней металлической поверхности панели с внутренней поверхностью, приводящее к увеличению их теплопроводности и понижению температуры в помещении. Резиновые уплотнения, которые устанавливают по периметру проема ворот, дополнительно защищают помещения от потерь тепла (или холода). Нижние и верхние, а также пластиковые боковые уплотнения изготавливают из высококачественных материалов, не теряющих свойств эластичности в температурном диапазоне –40...+60 °C.
Если секционные ворота используются в помещениях с агрессивной средой – повышенная влажность, концентрация химических веществ, при повышенной или пониженной температуре, то на внутренних конструкциях могут развиться коррозионные процессы. Чтобы защитить все элементы секционных ворот, включая торсионные пружинные механизмы, их, как и панели, покрывают слоем цинка или другого материала определенной толщины. Обычно все металлические профили, учитывая специфические российские условия, изготавливают толщиной более 2 мм, что предотвращает преждевременный выход ворот из строя при неправильной эксплуатации.
Секционные ворота могут иметь как стационарное, так и переносное дистанционное управление и представляют серьезное препятствие для взломщика. В настоящее время существует целый ряд систем управления движением ворот с помощью различных датчиков – индукционных, ультразвуковых, фотоэлементов, расположенных перед секционными воротами и/ или за ними.
Конкретные размеры конструкций ворот подбирают прежде всего исходя из типа груза и размеров паркующихся автомобилей.
Завесы. Пленочные и высокоскоростные рулонные ворота
Самый простой способ разделения помещений склада – известные всем по медицинским учреждениям полосовые завесы из ПВХ. Они сохраняют неизменным микроклимат в помещении, снижают уровень шума, предохраняют продукцию от избытка влаги, которая часто нежелательна при долговременном хранении и для поддержания работоспособности перегрузочного оборудования. Завесы состоят из наложенного друг на друга слоев пластика с перекрытием от 33 до 100%, шириной обычно от 200 до 400 мм и толщиной 2...4 мм. Размеры полос выбираются исходя из назначения, условий эксплуатации и высоты закрываемого ими проема; их края для безопасности закругляют.
Полосы могут быть прозрачными либо окрашенными в разный цвет и выпускаются как из материалов, приспособленных для обычных условий эксплуатации, так и из морозостойкого пластика. Существуют модели завес с приводом: при необходимости они раздвигаются, чтобы пропустить человека или технику, а затем снова сдвигаются. Эти конструкции не подвержены коррозии, безопасны для здоровья и обеспечивают сохранность груза.
При интенсивном движении внутреннего транспорта использовать полосовые завесы очень неудобно, и в таком случае чаще применяют автоматические высокоскоростные рулонные ворота. Этот тип конструкций используется для установки во внутренних помещениях в целях поддержания там постоянных климатических условий; для разделения одного помещения на зоны с разными температурными режимами; для внешней установки как высокоэффективное средство защиты от пыли, грязи, сквозняков, утечки тепла, а также шумоизоляции. Они устанавливаются и в тех случаях, когда в изолируемом помещении требуется поддерживать высокую степень чистоты и гигиеничность, а двери необходимо открывать достаточно часто. Помимо прочих своих достоинств это оборудование способно гарантировать максимально эффективное и безопасное функционирование транспортных средств и персонала. При подъезде автотранспорта они открываются автоматически, практически не задерживая движение, после чего автоматически закрываются.
Применение быстродействующих ворот для изоляции помещения от улицы не менее эффективно, чем использование секционных конструкций, и в ряде случаев позволяет даже отказаться от таких дорогостоящих устройств, как тепловые пушки и тепловые завесы. Правда, специалисты, занимающиеся установкой этих конструкций, утверждают, что они не очень нравятся охранным службам предприятий, поскольку не так надежны и прочны как «сэндвич-панели».
Рулонные ворота являются наиболее мобильными и привлекательными по дизайну по сравнению с перечисленными выше моделями. Их устанавливают в местах с большой интенсивностью движения транспорта как полную и быстродействующую преграду, защищающую от негативных воздействий внутренние помещения. В качестве материала полотна чаще всего применяют ПВХ (полностью прозрачный, с прозрачными вставками, непрозрачный, армированный упрочняющими волокнами, усиленный винипластом). Для самых «быстрых» ворот используется полиэфирная ткань толщиной примерно 1 мм. Оптимальная ширина перекрытия створок и специальные соединительные шнуры обеспечивают необходимую герметичность ворот.
Несущие элементы конструкции у разных производителей и типов ворот могут выполняться из оцинкованной, окрашенной или нержавеющей стали, анодированного алюминия. Скорость открытия этих конструкций 0,8...1,4 м/с, скорость закрытия – 0,6...0,8 м/с (ворота ООО «Машдеталь-плюс» - 0,9 м/с). Используют и так называемые складные ворота, при закрытии также убирающиеся вверх подобно гармошке. Для уменьшения парусности и большей жесткости они оснащены горизонтальными металлическими вставками – ребрами жесткости.
Принцип работы рулонных дверей примерно такой же, как и обычных защитных рольставней: при необходимости они могут сворачиваться в рулон в наружный или внутренний короб или заезжать под потолок по специальным вертикальным направляющим. Направляющие крепятся по бокам проема и совместно с верхней частью ворот, включающей в себя намоточный барабан с мотором-редуктором, представляют жесткую самонесущую конструкцию. Поэтому, как и секционные ворота, в сложенном состоянии они очень компактны и занимают незначительное пространство. Ворота оснащают различными системами безопасности – от возможного падения и разрушения полотна, защитным профилем, устройством аварийного отключения, нижней кромкой безопасности.