Перегружая товар, мы часто передаем ответственность. Чтобы избежать конфликтных ситуаций с грузополучателем, вам следует с особым вниманием отнестись к организации зоны отгрузки...
Погрузочно-разгрузочные работы, будучи неотъемлемой частью логистической цепочки, являются, пожалуй, самой ответственной ее составляющей. Причин тому несколько. Например, вследствие невнимательности грузчиков или водителей погрузчиков уже в процессе перемещения груз может деформироваться от удара о стеллажи, стойки ворот или борта автомобиля, а то и просто упасть с приличной высоты. Тряска и вибрация в ходе долгой перевозки также могут стать причиной порчи товара. При погрузке или разгрузке очень часто выявляются ошибки комплектации партии товара, что неизменно приводит либо к переформированию партии, либо к переоформлению документов, но в любом случае – к потере времени. Велика и вероятность хищений товара с территории погрузочно-разгрузочной зоны в результате сговора грузчиков с водителями, поскольку и транспорт, и товар всегда под рукой. Так, для многих складов с плохо организованной системой учета, редкими инвентаризациями и отсутствием единой коллективной материальной ответственности это и вовсе типичная ситуация. Таким образом, погрузка выявляет все слабые места как организации складского хозяйства, так и его документооборота.
УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОТГРУЗКИ
Учитывая, что в процессе погрузки выявляется большая часть проблем и ошибок, допущенных на предыдущих этапах, стоит обратить внимание на соблюдение необходимых условий и правил, призванных минимизировать количество сбоев и огрехов.
В первую очередь это правильно оформленные и напечатанные отчетливым шрифтом документы. Сколько времени бывает потеряно из-за плохо печатающего принтера или давно нуждающегося в замене картриджа ксерокса! И как бы то ни было, для водителя, принимающего груз, товарно-транспортная накладная является главным документом в пути. Именно ее он будет предъявлять сотрудникам ДПС, и именно на ее основе в случае аварии будут рассчитывать размер нанесенного ущерба. Поэтому к заполнению ТТН нужно отнестись со всей тщательностью, указывая не только наименование позиции, но и ее стоимость в соответствии с указанной в товарной накладной. Оставленный у отправителя экземпляр ТТН, заверенный подписью принявшего груз водителя, при условии правильного ее заполнения зачастую может помочь уладить неприятности полюбовно, не доводя дело до судебного разбирательства.
Если для водителя «путевым документом жизни» является ТТН, то для грузчиков и водителей погрузчиков – погрузочный лист. Список товаров в нем формируется в соответствии с порядком их укладки в кузов автомобиля, с обязательным указанием количества мест и наименования упаковок. Это документ внутренний, имеющий хождение только на складе.
Следует отметить, что без отлаженной информационной системы, будь то «Парус», «1С», Microsoft Axapta или одна из других программ, используемых на складе, нормально вести погрузочные работы практически невозможно, особенно если офис и склад расположены в разных местах, что встречается очень и очень часто. Нетрудно предугадать реакцию водителя, проехавшего с документами на погрузку из одного конца города в другой, когда он узнает, что проделал этот путь напрасно, поскольку не весь товар, выписанный в накладных, имеется в наличии.
Бесспорно, решающую роль играет правильный выбор оборудования для специфических условий конкретного склада. Например, аккумуляторная батарея погрузчика, работающего на улице при –20 °С, разряжается в полтора раза быстрее, чем такая же, но установленная на погрузчике, обслуживающем внутренние, отапливаемые помещения. Радости от покупки заметно поубавится, если вы узнаете об этом только после ее свершения. Не лишним будет заранее позаботиться о дополнительном оснащении погрузчика кареткой горизонтального перемещения.
Но выбрать и купить – это только полдела, нужно еще и поддерживать оборудование в исправном состоянии. Для этого на крупном предприятии скорее всего потребуется организовать собственную ремонтную базу, малый же склад вполне может ограничиться соблюдением элементарной дисциплины пользования техникой. Но независимо от размера компании должен вестись как журнал учета состояния механизмов, так и журнал передачи техники по сменам с обязательным указанием состояния каждой конкретной единицы и фамилий эксплуатирующих эту технику лиц. К сожалению, о том, что неисправная техника угрожает здоровью и жизни людей, зачастую вспоминают, когда худшее уже произошло. Наличие грамотно прописанных должностных и технических инструкций, в которых четко изложена последовательность действий персонала в той или иной ситуации, и неукоснительное их выполнение позволит снизить уровень производственного травматизма, избежать большинства ошибок и нервозности в работе. Более того, при высоких объемах приемки/разгрузки/погрузки огромное значение имеют утвержденные и доведенные до персонала нормы времени на погрузочно-разгрузочные работы, основанные на реальном хронометраже. Их разработка и введение поможет сократить время, затрачиваемое на каждую операцию, как минимум на 5–6%.
Не менее важный момент, на который обязательно стоит обратить внимание, – это «вменяемость» охраны. С одной стороны, она должна быть способна мгновенно пресекать любые попытки хищений, а с другой – не отвлекать по каждому пустяку сотрудников и не тормозить по любому поводу или подозрению машины на выезде со склада.
Здоровый микроклимат в коллективе – еще одна немаловажная составляющая успешной работы. А возможно, что и самая важная. Добиться дружественных отношений с коллективом и внутри коллектива – задача не из легких. Этому способствуют создание справедливой системы оплаты труда, обеспечение персонала нормальными бытовыми условиями и соответствующей сезону спецодеждой (средствами защиты при работе с вредными веществами).
ОТГРУЗКА С ОТКРЫТОГО СКЛАДА
До сих пор в целом ряде отраслей готовая продукция предприятий хранится под открытым небом, порой даже без навесов. Например, металлопрокат и некоторые виды стройматериалов. И хотя отгрузка стройматериалов носит ярко выраженный сезонный характер, пик которого приходится на летние месяцы, наибольшие трудности эти склады испытывают в осенне-зимний период.
Так, в неравной борьбе с осадками неоценимую помощь может оказать правильно рассчитанная ливневая канализация с достаточным количеством ливнеприемников и грамотно сделанными уклонами для отвода воды. Если же размеры склада велики, а зима – уже на носу, то для уборки снега потребуется привлечь спецтехнику. Более того, если продукция на таком складе хранится на поддонах, расположенных рядами в штабелях, то силами одной спецтехники со стихией справиться не удастся, поскольку только дворники смогут расчистить заезды в ряды штабеля.
Кроме того, необходимо иметь некоторый запас песка, расположенный под навесом, чтобы он не смерзся после первого снегопада и не был размыт дождем в летний период. Не помешает и соль, хотя для бетонных покрытий строители не рекомендуют ее использовать, – для асфальтового покрытия она более безопасна.
Освещение при работе в темное время суток должно исправно функционировать как на погрузочной площадке и по периметру склада, так и на всей складской территории. Отсутствие нормального освещения не только задерживает погрузку, но может привести и к повреждению груза, погрузочной техники, загружаемой машины или, того хуже, стать причиной несчастного случая. Оснастив все погрузчики фарами, вы в случае сбоя в подаче электроэнергии будете уверены, что отгрузка на складе не остановится, хотя и будет происходить в разы медленнее. Но лучше мало, чем ничего.
Желательно, чтобы погрузочная эстакада, как правило, расположенная под открытым небом, и особенно ее пандус были выполнены из просечного листа, поскольку тогда вода и снег не будут скапливаться на поверхности, легко уходя сквозь просечки. То есть песка для них зимой не потребуется вовсе. Угол наклона пандуса не должен превышать 12–12,5° для погрузчиков с двигателем внутреннего сгорания и 10° – для электропогрузчиков.
Целый ряд пакетированных и паллетированных грузов разрешено перевозить в открытом кузове, что, безусловно, облегчает выбор транспортного средства, но взамен предъявляет повышенные требования к размерам транспортной площадки. Так, для нормальной работы погрузчика грузоподъемностью 2,5 т, загружающего паллетированные грузы стандартных габаритов и весом не более 2 т в автомобиль через боковые борта кузова, необходимо, чтобы на расстоянии 3,7 м и более от каждого открытого борта машины пространство оставалось свободным. Для грузов других габаритов и погрузчиков другой грузоподъемности это расстояние следует рассчитывать так же, как ширину проезда в зоне хранения. А вот в ситуации одновременной загрузки через боковые борта двух параллельно стоящих машин желательно, чтобы расстояние было не меньше 5,5 м. В этом случае метод расчета ширины проезда, как и в зоне хранения, неприменим, поскольку движение в зоне погрузки становится тем интенсивней, чем больше машин одновременно загружаются. То есть и вероятность столкновения возрастает многократно.
ОТГРУЗКА С КРЫТОГО СКЛАДА
Но подавляющее большинство отгрузок осуществляется все-таки с крытых складов. Происходит это либо непосредственно через ворота или перегрузочные тамбуры, либо из-под навеса с эстакадой, оборудованной уравнительной платформой (доклевеллером). Увы, зачастую в качестве уравнительной платформы выступает простой лист железа, перекинутый из эстакады в кузов и подпрыгивающий при каждом въезде на него погрузчика!
Каждый крытый склад должен и обычно имеет на прилегающей территории стоянку для автомобилей, ожидающих погрузки или разгрузки, и подъездную площадку, обеспечивающую машинам возможность для разворота и маневров, при условии, что остальные могут спокойно грузиться.
Практически все современные склады отказались от использования распашных ворот и оборудуются или подъемными (как правило, секционные ворота, сделанные из сэндвич-панелей), или, что гораздо реже, учитывая суровые условия нашей зимы, рулонными воротами. Практически все они оснащены пультом дистанционного управления и дублирующими кнопками рядом с воротами, а также датчиками безопасности, останавливающими их опускание при перемещении через них техники или людей.
Для облегчения маневрирования сдающего назад грузовика рекомендуется применять колесные направляющие. Помимо этого они уберегут дорогостоящие ворота или перегрузочные тамбуры от поломки. А некоторые владельцы складов, заботясь о сохранности ворот, указывают непосредственно на воротах их стоимость. Например: «Стоимость ворот – 5000 евро». Подобный денежный аргумент удерживает многих водителей от лихачества, а ворота – от порчи.
КОЛЕСНЫЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ
И, разумеется, говоря о перегрузочных тамбурах, нельзя не сказать о герметизаторах ворот, или докшелтерах, один из типов которых – занавесочный докшелтер. Они подходят для всех видов складов, не позволяя теплу летом и холоду зимой проникать внутрь склада.
Уравнительная платформа с поворотными боковыми аппарелями предназначена для осуществления доступа погрузчика из склада в кузов грузовика. При активизации платформы она поднимается до максимальной высоты аппарели, поворачиваясь и раскрываясь. Платформа медленно опускается вниз, пока не достигнет кузова грузовика. По окончании погрузки платформа поднимается, аппарели поворачиваются, и система приходит в исходное положение.
С переднего торца платформу желательно оборудовать специальным буфером из армированной износостойкой резины со специальными накладками из сверхпрочного полиуретана, поскольку буфер испытывает сильные динамические нагрузки и даже удары при подъезде грузовика.
ПОГРУЗКА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СКЛАДАХ
Отличительной особенностью большинства железнодорожных складов является то, что рельсы на них уложены так, чтобы обеспечивать равновысотность пола вагона и погрузочной рампы. А вместо уравнительной платформы применяется более простой по конструкции переносной мостик. В случае проектирования собственного железнодорожного склада, погрузка из которого планируется осуществляться непосредственно в вагон, необходимо обратить внимание на высоту рампы от головки рельса. Если рампа будет занижена, то при подаче последних поддонов непосредственно в двери вагона (переносной мост в этом случае уже снимается) невозможно будет вытянуть вилки погрузчика. Дело в том, что вагон осядет под тяжестью последних поддонов и вилки погрузчика упрутся своей задней частью непосредственно в рампу.
Естественно, в торцы вагона перед погрузкой крепятся специальные щиты, сделанные, как правило, из необрезных досок. Кроме того, дверные проемы зашиваются досками для предотвращения заклинивания дверей сместившимся во время движения грузом: задний – до начала погрузки, а тот, через который грузят, – по ее окончании. Вся схема погрузки вагона согласуется с начальником станции.
ОТГРУЗКА НА СКЛАДАХ С ИНТЕНСИВНЫМ ОБОРОТОМ
Здесь важны непрерывность и скорость отгрузок, а потому, помимо всех перечисленных способов, многое будет зависеть еще и от того, насколько четко и слаженно работает весь персонал.
Как правило, на таких складах вводится должность начальника смены или диспетчера, то есть человека, руководящего действиями всех участников процесса. Связь между всеми участниками поддерживается либо посредством размещенных на складе громкоговорителей, либо с помощью индивидуальных переносных радиостанций. Над воротами терминалов или перегрузочных тамбуров наносятся крупные, хорошо видимые номера.
С целью организации движения машин на въезде на территорию склада, а при необходимости и на выезде с парковки, устанавливаются светофоры и шлагбаумы. Все это позволяет сэкономить на обслуживании одной машины до 30–40 сек. Скромная цифра, но с учетом того, что за смену проходит порядка 40–50 машин, экономия уже составляет около получаса.
По прибытии водители отправляются в отдел оформления документов, и только уладив бумажные формальности и получив все необходимые для погрузки документы, они смогут въехать на прилегающую к складу территорию. Желательно подавать команды машинам на движение под погрузку с уточнением конкретного терминала посредством громкоговорящей связи, а также руководить действиями водителя при выполнении маневра задним ходом.
К этому моменту груз уже должен быть сформирован, проверен и находиться как можно ближе к терминалу, через который будет вестись погрузка. Если погрузка осуществляется с помощью погрузчика, то руководить всем процессом во избежание путаницы и возможных столкновений должен один человек. По окончании загрузки кладовщик или бригадир еще раз проверяет комплектность груза по количеству мест и обозначениям на упаковках. Водитель отъезжает, закрывает задний борт или двери, которые при необходимости пломбируются.
При загрузке с помощью штабелеров или рокл скорость погрузки существенно снижается. Происходит это, как правило, из-за плохого качества пола кузова грузовика. Поэтому крупные склады, по преимуществу использующие именно такой способ погрузки, уже в ходе переговоров с грузоперевозчиками предупреждают, что если последние будут подавать под погрузку автомобили с неровным полом кузова, то компания будет вынуждена применить к ним штрафные санкции. В договоре указываются допустимые размеры неровностей и предельная ширина щелей. Проблема лишь в том, что большинство грузоперевозчиков с этим пунктом договора, мягко говоря, не согласны.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Прежде всего – строгое соблюдение скоростного режима. Например, для современных погрузчиков оптимальным можно считать искусственное программное ограничение максимальной скорости, устанавливаемое при покупке новой техники специалистами фирмы-продавца. Необходим и жесткий еженедельный технический осмотр погрузочной техники.
Добиться от персонала знания и исполнения правил техники безопасности можно двумя путями: 1) регулярным и настойчивым объяснением всех необходимых требований с обязательным упоминанием того простого факта, что здоровье – дороже всего и 2) строгой проверкой знаний с введением штрафных санкций в случае несдачи экзамена, а возможно, и временным отстранением от работы. И необходимо помнить, что самым главным звеном в системе отгрузки был, есть и остается человек. Ответственность и дисциплинированность персонала, опыт и образованность руководителей – вот залог успешной работы.